?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Наше тесное сотрудничество с А.П.Мальковым пришлось на период "Перестройки" - 1987 - 1992 г.г. Это был период настоящего новаторства на сцене. Не даром многие, по прошествии времени, называют его "золотым временем" в истории ГЦКЗ "Россия". С "гласностью" и "перестройкой" в нашу жизнь тогда пришли, действительно, серьезные перемены - ломались устоявшиеся стереотипы и каноны, в замен, создавались новые формы сценического действия, а соответственно, и его изобразительного воплощения.

Сегодня, многое, из того, что начиналось и было изобретено тогда, кажется совершенно обыденным. Однако, нужно учесть, что в то время - отсутствия компьютеров, мультимедийных систем отображения информации наше зрительское восприятие было совершенно иным. И появление на сцене изображения дробленного на "пиксели", живого видео, динамического света и машинерии, расценивалось как настоящая революция в стенографическом искусстве. 
Александр Павлович был одним из первых художников-сценографов, который в своих работах начал смело применять эти технологии. 
В связи с этим вспоминается наша общая работа с ним над проектом "Открытия дней Москвы в Варшаве" в 1988 году. 
Площадка на которой должно было произойти представление, была крайне сложной и не приспособленной для  постановок подобного рода - зал конгрессов в знаменитом Дворце Культуры и Науки в Варшаве - полной копии здания Московского Университета, в своё время подаренного Сталиным разрушенной Варшаве.
Круглый зал в виде амфитеатра с помостом, который не имел ничего, кроме, ограничивающих его стен и двух дверей по бокам. Короче - неприспособленная пустота. Программа же предполагала не только большое жанровое разнообразие, но и сложные технические подключения и перемещения инструментов, которые нужно было делать в режиме нон-стоп и незаметно для публики. 
Являясь историческим зданием, площадка не позволяла сделать ни какие технологические изменения - исключались любые подвесы, шторы, занавесы и прочие элементы, которые  в привычной сценографической практике помогают скрыть техническую подготовку от зрительского внимания. Да и к тому же, световое оборудование зала и его размеры не позволяли сделать элементарного затемнения, чтобы можно было "по-старинке" высветить на авансцене артиста, а на заднем плане производить необходимые работы. 
Задача, которую же я, как режиссер-постановщик, ставил перед художником, требовала создать такое пространство, которое могло бы позволять делать все одновременно, осуществляя переходы от одной части программы к другой практически моментально. 
Назвав программу "Московский вечер", по сюжету мы хотели "провести" варшавян по московским улицам и паркам, где в разных местах можно было бы услышать и русские народные песни, и музыкальную классику, и рок-н-ролл. Это стилизованное путешествие от номера к номеру должно было овеществляться постоянным движением от объекта к объекту - площадь, консерватория, Большой театр, парковая эстрада...
Надо сказать, что с поставленной задачей Александр Павлович справился блестяще!
Уже в эскизе пролога я увидел нечто уникальное и совершенно неожиданное - панорама Москвы выполненная в черно-белой графике, дробленная на мелкие квадраты-пиксели, повторяющие то ли электронное табло, то ли монитор невиданного в те времена компьютера.
Пространство же сцены, решалось просто гениально. Александр Павлович предложил использовать три вращающихся накладных круга с жесткими задниками-полуокружностями, которые могли вращаться каждый не зависимо друг от друга, создавая при этом и иллюзию движения и множество самых разных конфигураций сцены. При этом, решался самый главный технологический вопрос - мы могли в любой момент, повернув один из кругов "спиной" его задника к зрителям, готовить площадку для следующего номера программы.
А дополнив все это технологическое великолепие кино-проекцией, которая осуществлялась простым "дедовским" методом с 8-и мм проектора, установленного в середине зала, мы добились полного ощущения "путешествия" по вечерней Москве.
Были, конечно же, опасения, что в нужный момент, что-то не вовремя повернется или заклинит, оборвется пленка или слишком сильно будет "стрекотать" проектор. Однако, благодаря еще одному талантливому человеку, которого при описании данной программы, я просто не имею права не упомянуть - конструктору-технологу Олегу Яковлевичу Тайху, всё сработало великолепно. 
Сложнейшая программа, в которой принимали участие наши лучшие артисты - ансамбль "Русская песня" с Надеждой Бабкиной, Ирина Понаровская, Геннадий Хазанов,  камерный ансамбль "Виртуозы Москвы" с Владимиром Спиваковым, группа "Браво" с начинавшей тогда свою карьеру Жанной Агузаровой, труппа легендарного "Ленкома" с Николаем Караченцовым, Александром Абдуловым, Еленой Шаниной и многими другими, принимались варшавскими зрителями бурными овациями. Свой успех они по-праву разделили с художником-постановщиком программы А.П.Мальковым.
Единым было мнение и отзывы зрителей о программе - "Нам показали, действительно, новую Москву!"
Сергей Винников
Статья для книги "А.П.Мальков - сценограф"