?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Увидев постер нашумевшей постановки оперы "Тангейзер" в Новосибирском театре, не могу сказать, что я пришел в восторг. Первая мысль была: "ну, вот и еще один мудак решил прославиться на скандале". Но, потом, память упрямо подсказывала мне - где-то я это уже видел. Начал искать. Ну, так вот же! Пару десятков лет тому назад вышел в прокат фильм Милоша Формана "Народ против Ларри Флинта" - рассказывающий об истории американского порно-магната, шокировавшего в свое время американское общество.
ТАНГЕЙЗЕР
В новосибирском "Тангейзере" пошли дальше - шок, так шок! Что там, распятый в промежности порно-магнат, давай круче! Раз распятие, значит будет сам Христос! И не важно, что основной образ спизжен у Формана. Не важно, что это Вагнер, а мог быть и Мусоргский, и Стравинский, какая разница, речь ведь не о них, они и так великие. Главное, что грандиозный скандал для собственного продвижения обеспечен.
Суд, протестные акции, заседание коллегии Минкульта, увольнение директора театра - такой пиар не снился ни одной самой гениальной театральной постановке. Теперь вот предлагают ввести "предпросмотры" спектаклей. И все это громко обсуждают, рвут на себе волосы, защищая свою свободу от свободы других.

А ведь в принципе, проблема сегодня, действительно, есть! Только она не в противопоставлении свободы и несвободы. Она - в создателях.

Сегодняшнему поколению творческих людей (актеров, режиссеров, художников) внушили, что самый верный и простой способ добиться популярности - сотворить скандал. Не найти оригинальное решение, не сделать что-то свое и уникальное, а спровоцировать скандал! И в ход идет все самое что ни на есть низкопотребное. Можно материться на сцене, можно мочиться в присутствии публики, можно смело поправлять классиков, если они не вписываются в твою концепцию скандала. Можно все! И почему бы это не сделать молодому начинающиму режиссеру, если это себе позволяют мэтры.

Помнится, года три назад посетил я "Короля Лира" в интерпретации Додина. Лейтмотивом всего спектакля была "Песенка про жопу". Я долго не мог врубиться, в чьем переводе играется Шекспир. Ни Гнедич, ни Щепкина-Куперник, ни тем более Пастернак и близко такого сочинить не могли. Оказыается, для того, чтобы подогнать свою концепцию "Король-деспот и придурок сам во всем виноват" - вольный перевод классика сделала Дина Додина. Ну, совсем вольный. То есть все, что пытался Лев Абрамович рассказать зрителям, было даже не по мотивам Шекспира, а так, с потолка. От Шекспира остались только часть действующих лиц и название трагедии. Зато хвалебных од, взахлёб рассказывающих об "оригинальности трактовки", "новом прочтении классика" было немеренно. Не знаю, может быть это и есть путь современного театра. Но, мне больше кажется, что это чистой воды обман. Действительно, было жалко потерянных времени и денег.

Запрещать с помощью "худсоветов" ничего, естественно, не нужно. Рынок, есть рынок. Каждый проголосует своим рублем. Но придумать механизм, который меня, как потребителя, защищал бы от некачественного товара, пусть и духовного, думаю, необходимо. Под "качеством", я в первую очередь подразумеваю Мысль, которую художник хочет до меня донести. И очень хотелось бы, чтобы эта мысль была не о том, какой он мудак, а о чем-то более весомом в этой жизни.

Комментарии

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
(без темы) - krevetka_flo - 29 ноя, 2015 10:34 (UTC) - Развернуть
( 1 комментарий — Оставить комментарий )