?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Эфирное время - это главный враг всех постановщиков. При прямом эфире всегда есть четко оговоренное время, за которое действие должно начаться, развиться и закончиться. Это продиктовано сеткой вещания телеканалов, которые зажаты в рамках несдвигаемых информационных выпусков новостей, рекламных блоков, хронометражем других программ, стоимостью использования спутниковых и релейных каналов связи и многими другими условностями. А когда все это увязывается еще и несколькими телеканалами одновременно - этот согласовательный процесс, превращается в кромешный мрак. Но, когда эфирное время, в конце концов, установлено, оно является законом для всех.
Именно железные временные рамки эфира заставляют постановщиков каждый раз выступать в роли беспощадных монстров по отношению к артистам, которые любой ценой хотят увеличить время своего пребывания в поле зрения объективов телевизионных камер. Эта извечная борьба желаемого с действительным - аксиома жизни.
Но, как говаривал один из моих педагогов Вадим Борисович Шрайбер, Царствие ему Небесное, :"Жизнь, она богаче!". На одной из программ, шедших в прямом эфире, все произошло с точностью до наоборот.

Фестивальный Витебск - это несколько сценических площадок, площадей, выставочных залов и кинотеатров работающих одновременно. В один из обычных фестивальных дней лета 1996 года я объезжал поочередно все фестивальные площадки. Решил заехать и на центральную - Летний Амфитеатр. В этот день на сцене Амфитеатра шел дневной концерт закрытия Детского "Славянского базара".
Подъехать вплотную к служебному входу оказалось, как всегда проблематично. Водитель остановил машину в нескольких десятках метров от входа, его перегораживала толпа зевак и поклонников, мечтавших хоть краем глаза увидеть звездных кумиров, которые в любой момент времени могли заглянуть в Амфитеатр, чтобы потусоваться в артистическом кафе.
Выйдя из машины вместе с охранниками, которые бойко работая локтями освободили узкую щель для прохода, я быстро проскользнул в служебный вход, так как не представлял никакого интереса ни для зевак, ни для фанатов. Переступив порог двери я практически столкнулся лоб-в-лоб с режиссером-постановщиком детского концерта Виктором Ширяевым, которого я приглашал на эту работу вот уже второй год подряд. "Как дела?", - спросил я, совершенно для проформы. Так как ответ, знал наверняка. Витя был великолепным профессионалом своего дела и прекрасно справлялся с огромным количеством разнообразных детских коллективов, расставляя их в программе и на сцене, как заядлый шахматист фигуры на доске. Ответ последовал ожидаемый: "Отлично! Через пятнадцать минут заканчиваем уже!". "Ну, и Слава Богу!",- парировал я и механически посмотрел на часы на руке.
Первая мысль, которая промелькнула у меня в голове в этот момент была:"Ну, надо же, мои часы отстают на целых полчаса. Видимо, в очередной раз забыл их завести.". Но тут же мой взгляд поймал часы, висевшие на стене у входа - и на них я увидел то же самое время.
"Витя! А у тебя на сколько рассчитана программа?",- еще не осознавая всего ужаса ситуации переспросил я. "На полтора часа. Точно по эфиру!",- гордо ответил Виктор.
И вот тут я понял все: "Какие полтора часа, Витя! Ты что, совсем о@уел? У тебя в сетке стоит два часа эфира!". При этих словах челюсть Виктора, опустилась вниз. Он пытался, что-то сказать в ответ, но ужас, охвативший его не давал челюсти двигаться.
"Ты хоть понимаешь, что это такое - 30 минутная дыра в эфире трех государственных телеканалов, идиот?", - уже орал на него я. "Они же даже подмену никакую сделать не успеют. Нужно во что бы то ни стало продлевать концерт! Есть еще какие-нибудь номера у коллективов?", - продолжал орать я, и одновременно с этим лихорадочно искал в голове варианты выхода из сложившейся ситуации. Хотя, все, что приходило в голову - тут же отметалось, как несостоятельное.
Дело в том, что фирменной постановочной мулькой Виктора было то, что все коллективы, задействованные в представлении, постоянно находились на сцене, создавая массовый фон для всех номеров программы. Программа шла по принципу нон-стоп, когда один коллектив или солист, сменял другого, просто выходя в центр большого круга, образованного массой детей.

Мое сознание рисовало самую мрачную картину, предстоящих объяснений с телеканалами, когда по связи из ПТС, мне придется сообщить, что у нас программа заканчивается раньше положенного времени на целых 30!!!! минут.

ГЦПЧтобы понять масштаб надвигавшей катастрофы, нужно сделать технический экскурс в тайны организации эфирного телевещания. Дело в том, что на каждом телеканале всегда присутствует "дежурная затычка". Как правило, в то время это были виды природы под обезличенную музыку. Так, на всякий пожарный случай. Ну, кассету зажевало, камера не включилась, диктор со стула упал, мало ли что может случиться. Дежурная кассета с этой записью всегда была заряжена в резервный магнитофон. Хронометраж этой самой "затычки" у всех был не более 15 мин. Это время, за которое, вещание при любых обстоятельствах должно быть восстановлено. В другом же, совершенно экстраординарном случае, на экране появлялась сетка, в телевизионном мире именуемая ГЦП или просто "матрац".

Так вот, мой лихорадочно работающий мозг, рисовал в сознании именно этот ужасный матрац, символ полного прекращения эфира на центральных телеканалах трех государств на протяжении 15 минут. Это сейчас наше сознание, привыкшее к тому, что телеканалов существует несметное множество, легко справляется с этой задачей. Но тогда! Такой инцидент мог легко сойти за начало атомной атаки, или еще какого-нибудь катастрофического события. Сознание рисовало самые мрачные картины - паника, хаос, крах всего и вся.
В этом практически полуобморочном состоянии я машинально шагнул на лестницу, ведущую на второй этаж закулисного помещения Амфитеатра в артистическое кафе. Какой-то далекий голос в сознании, пытающийся спасти мня от сумасшествия, шептал мне: "Иди, спрячься, а лучше, напейся водки и все рассосется". В таком виде я и вошел в кафе.

А там, за столом восседала шумная компания - Надя Бабкина, Маша Распутина, Олег Газманов и Бисер Киров. Расслабленные и гогочущие во все горло они поправляли свое здоровье после вчерашнего. Эта картина так разительно контрастировала со всем тем, что происходило со мной, что кроме жуткого остервенения у меня ничего не вызывала. Я подлетел к столу и просто как псих начал орать: "Народ! У кого с собой есть фонограммы?!!!".
Вся компания обернулась на мой крик с выражением полного недоумения. "Серёж! Да кто ж по утрянке, с собой фонограммы возит?", - попыталась пошутить Бабкина. "Надя! Не до шуток! Катастрофа! Нужно срочно забить 30 минут концерта в прямом эфире!", - орал я. Эта фраза была воспринята всеми, как окончательная стадия моего сумасшествия. Так как то, о чём говорил я, просто не могло быть никогда, также, как вечный двигатель, манна небесная, панацея, коммунизм... Халявный эфир, был тем самым оксюмороном, который просто не умещался в сознании ни одного артиста!

Пришлось потратить еще несколько драгоценных секунд, чтобы убедить всех в серьезности ситуации и необходимости её немедленного разрешения. К счастью интуиция меня не подвела. Как я и предполагал, фонограммы оказались у всех с собой. И никакой сказки в этом нет. Тот, кто хоть когда-нибудь был связан с артистической тусовкой, хорошо знает, что со своими оригиналами фонограмм артисты не расстаются практически никогда. В сумке, портмоне или барсетке любого артиста всегда есть мини-диск.

Наскоро придумав сюжет, якобы, на детский праздник неожиданно заглянули популярные артисты-звезды и по случаю юбилейного,пятого по счету, фестиваля решили дать совместный концерт, мы тут-же сверстали программу. Получалось так, что песен с репертуаром, который может прозвучать на детском утреннике оказалось не так уж и много. Одна у Маши, пара у Олега, нескончаемое множество у Бисера Кирова и ни одной у Нади. К тому же в этот момент, я обратил внимание на то во что одеты артисты. Маша была в своем репертуаре и её повседневной наряд с трудом можно было отличить от сценического, Олег был в майке и джинсах, Бисер был при шляпе и этого уже было достаточно, одна Надежда была в спортивном костюме фирмы Adidas.

Дав команду срочно доставить на пульт звукорежиссера фонограммы, договорившись с ведущими о тексте, который они должны произнести после финального номера, который должен был закончиться минут через пять. Я почти вздохнул с облегчением. И именно в этот момент я увидел несчастное лицо Надежды Бабкиной, которая так безнадежно пролетала мимо нежданно свалившейся халявы.
Но и тут выход был найден. Витя, который все это время мотался за мной, как привязанный, конец-то справился со своей челюстью и промолвил:"А у меня в финале еще торт огромный должны вывозить на сцену..."
Эврика! "Надя! Ты будешь вывозить торт в белом халате и колпаке, как шеф-повар! Пританцовывай и улыбайся - успех обеспечен!", - выпалил я и кинулся на кухню кафе искать халат и поварской колпак.

Всё так и случилось.
Первым на сцене после объявления сюрприза появился Бисер Киров с тремя болгарскими заводными песнями, затем - Маша Распутина с "Играй, музыкант!", следом пошел Олег Газманов с двумя "шлягерами-скакунами", ну и оглушительным апофеозом действа стало появление Надежды Бабкиной в образе шеф-повара. Халата по размеру на Надю найти не удалось, а потому, нацепили тот, что нашли, но он не сходился в груди. Перед пришлось прикрыть огромным фартуком. Но лучше всего смотрелся накрахмаленный колпак. Впереди себя Надя толкала большую тележку с огромным праздничным тортом.

Не возможно передать восторг, который испытали, находящихся на сцене дети, совершенно не готовые к таким сюрпризам. Неожиданно они оказались на одной сцене с самыми настоящими звездами. Витя все это время как ужаленный носился из кулисы в кулису и истошным голосом кричал: "Двигаемся в такт! Теперь все к центру! Отошли в большой полукруг! Все хлопаем!". При этом, он успевал показывать танцевальные движения, которые дети повторяли беспрекословно. Словом, огромный импровизированный флешмоб, как сказали бы сегодня, удался на славу.

Зрители же, купившие самые дешевые билеты из всего набора фестивальных программ, ошалели от того, что совершенно неожиданно милый детский концерт, превратился в звездный парад. А когда, величественная Бабкина вывезла праздничный торт, и была узнана, публика просто пришла в неистовство.

После этого мы со смехом вспоминали с Надей, что это был, пожалуй, самый звездный её выход на сцену!

Вот так, иногда кошмар может обернуться праздником. И виноват в этом Его Величество "Прямой эфир".

ПРЯМОЙ ЭФИР
Предисловие
Глава I. ЕЛЬЦИН НА БЕЛОМ КОНЕ
Глава II. ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ СВЕТЛАНА МОРГУНОВА
Глава III. ДИВЕРТИСМЕНТ ОТ МУСИ
Глава IV. НА БИС
Глава V. МАДАМ, ВЫ ЧТО ОХ@@@ЕЛИ?
Глава VI. МИНИСТР И ЛИЦЕДЕИ
Глава VIII. НЕВПОПАД
Глава IX. КОНЦЕРТ ДЛЯ ПРИМАДОННЫ СО СТУЛОМ