?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Фестиваль искусств "Славянский базар" с первого года его создания (1992 г.) обладал самым большим объемом телевизионного вещания, по сравнению со всеми подобными культурными событиями проводимыми в мире. И это не шутка и не бахвальство - это факт. Этот объем в течение первых пяти лет существования фестиваля ежегодно нарастал.

На пятом фестивале, проводившемся в 1996 году, общий объем программ транслируемых с различных площадок фестиваля как в прямом эфире, так и в записи составлял более 36 часов. И это только эфиры, которые обеспечивались съемочной группой самого фестиваля, а ведь еще были и аккредитованные репортерские группы государственных и региональных телеканалов из многих славянских государств мира.

Суммарный поток вещания с учетом повторов на "Орбитах", синхронным показом на каналах Белоруссии, России и Украины, различных форматов информационных программ, от полномасштабных "Дневников", до ежедневных сюжетов в программах новостей, в этот год составил порядка 200 часов в течение фестивальной декады. Сравнимыми или превосходящими объемами телевизионного контента могут похвастаться только спортивные события мирового масштаба - олимпиады и чемпионаты.

Именно благодаря такому широкому телевизионному освещению Фестиваль за очень короткое время стал популярным и узнаваемым событием на всем евразийском пространстве.

Телевизионное вещание программ фестиваля было построено по принципу: "Фестиваль самостоятельно создавал конечный контент, а телеканалы на основании договоров с Фестивалем выступали в качестве его ретрансляторов". А потому, ежегодно создавалась телевизионная съемочная группа Фестиваля, в которую всегда входили лучшие режиссеры, операторы, координаторы и администраторы съемок из России и Белоруссии, арендовалась лучшая телевизионная техника, имевшаяся в то время.

АннапольскаяВ 1994 году возглавить съемочную группу III Фестиваля "Славянский базар" я пригласил режиссера редакции музыкальных программ "Останкино" Светлану Ильиничну Аннапольскую. Легендарная личность, автор и режиссер сотен музыкальных программ - "Голубых огоньков", "Утренних почт", музыкальных фильмов о звездах нашей эстрады. Единственный режиссер российского музыкального телевидения, удостоенная Государственной премии СССР. Не в силу возраста, а в силу авторитета и значимости личности, в телевизионной тусовке Светлану Ильиничну между собой величали не иначе как "Бабушка российского телевидения".

Первой нашей совместной работой со Светланой Аннапольской стал музыкальный фильм, снятый на основе мюзикла Владимира Мулявина "Во весь голос", поставленного мною в сценической версии для "Песняров"в 1988 году. После этого, мы периодически встречались с ней на съемках программ ГЦКЗ "Россия". Мне всегда нравилась манера её работы, когда любая деталь сценического оформления, костюма исполнителя или музыкального инструмента становилась в кадре невероятно красивой и содержательной. В работе она была всегда очень педантична и чрезвычайно требовательна ко всем членам съемочной группы.

И как всегда это бывает, именно это замечательное качество истинного профессионала, и сыграло главную роль в той невероятной истории, которая произошла со Светланой Ильиничной буквально в самом начале Фестиваля на концерте открытия, и чуть не стала причиной большого международного скандала.

По сложившейся к тому времени традиции, в момент дневной репетиции съемочная группа проводила телевизионной тракт. Отрабатывались все детали предстоящей трансляции, проверялась связь с витебским ретрансляционным центром и телеканалами, на которые должен был распространяться сигнал вещания. На этот раз церемонию открытия фестиваля синхронно транслировали четыре компании - государственные телеканалы Белоруссии, Болгарии, России и Украины. Время трансляции прайм-тайм. На всех телеканалах, кроме Российского - это время совпадало с началом концерта 20:00. На РТР же, в силу того, что в это время начиналась информационная программа "Вести", трансляция концерта происходила в так называемом "хоккейном варианте", то есть с задержкой на 40 минут. Технологически это тот же прямой эфир, когда практически ничего не возможно исправить, так как трансляция начинается сразу же после того, как заканчивается запись одной кассеты. В студии, ведущей трансляцию в "хоккейном варианте" остается время только для того, чтобы перемотать кассету на начало и запустить её воспроизведение в эфир.

В рамках трансляции программ каждая студия в отдельности формировала только рекламные блоки, которые заранее планировались по хронометражу и месту их расположения в общей программе. В этот раз первый рекламный блок должен был пойти сразу же после прохождения в эфир компьютерной заставки фестиваля, общих планов фестивального амфитеатра, снимаемых камерой с вертолета, который облетал центр Витебска, наезда на сцену и начала музыкальной увертюры в исполнении эстрадно-симфонического оркестра Республики Беларусь под руководством Михаила Финберга. Длительность рекламного блока была запланирована в 60 секунд. Это позволяло после рекламы выйти на коду увертюры, которая повторяла в оркестровом звучании позывные фестиваля, на фоне которых на сцене должны были появиться ведущие Фестиваля - Елена Спиридович, Елена Косяченко и Владимир Березин.

Я приношу извинения читателю за столь подробное описание технических деталей, но без знания сути телевизионного производственного процесса, очень сложно объяснить произошедшее в дальнейшем событие.

Итак, все произошло как и было запланировано.
Компьютерная шапка, позывные, общий план с вертолета, наезд на сцену и оркестр, переход на рекламу, возвращение на сцену, выход ведущих.
И вот уже миллионы телезрителей слышат в эфире знакомые слова: "Гаворыць і паказвае Віцебск! Говорит и показывает Витебск!Говорить і показує Вітебськ!"

И вдруг! Как гром среди ясного неба раздается голос Светланы Ильиничны Аннапольской, которая невероятным образом оказалась на сцене, вместо того, чтобы сидеть за кнопками режиссерского пульта в ПТС. Она стоит у бокового микрофона и на весь Амфитеатр, да что там Амфитеатр, на полмира произносит фразу: "Стоп! Стоп! Я прошу ведущих повторить свой выход на сцену! Я приношу извинения, но мы работаем под съемку российского телевидения и нам нужно запустить перезапись! В "Останкино" реклама прошла с браком!"

В принципе, я не могу сказать, что шесть тысяч зрителей Амфитеатра, были сильно расстроены от такого поворота событий. Напротив, в этот момент они ощутили себя участниками большого события, грандиозной телевизионной съемки, которая будет показана миллионам телезрителей, а потому они разразились аплодисментами, как бы прося ведущих повторить свой выход на бис.
Совсем другие чувства ощутили все, кто находился в этот момент за кулисами и, конечно же, ведущие, стоящие на сцене. Все мы прекрасно осознавали, что каждое мгновение происходящего здесь и сейчас разносится безжалостным эфиром на миллионы телевизоров в городах и весях Белоруссии, Болгарии и Украины.

Ужас, который обуял меня в этот момент не поддается ни какому измерению. Он просто меня парализовал на несколько секунд. Но мозг лихорадочно давал команду – действовать. Необходимо было простое, но кардинальное решение. Иначе, катастрофа, которая уже началась, могла обернуться совершенно непредсказуемыми последствиями.

Выйдя из оцепенения, и не вполне соображая, что я делаю, я рванул на сцену. Пробегая мимо ведущих, успел крикнуть только одно : "Продолжать!!!". Кинулся в сторону микрофона, у которого стояла Светлана Ильинична, резко отставил его и силой утащил горе-теле-режиссера в ближайшую кулису.

В это же мгновение, придя в себя, ведущие продолжили произносить свой приветственный текст, действие покатилось дальше.

От такой наглости Светлана Ильинична просто ошалела, она пыталась сопротивляться и рвалась продолжить руководить процессом, чтобы довести его до конца. Её остановила моя фраза: Мадам, вы что, ох@@@ели? Мы в прямом эфире!!!!"
"Какой эфир? У меня хоккейный вариант! Мне сообщили, что у них не прошел звук в рекламе. Мы еще успеваем перезапуститься!", - пыталась парировать она, но уже не столь уверенно.
"У нас эфир на 4 канала, на трех мы уже идем! Срочно идите за пульт и включите связь со всеми телестудиями, а не только с Останкино!", - толкал её я в сторону ПТС.

И тут до нее дошло!
Бедная,она летела через три ступеньки лестницы ведущей в сторону, где за Амфитеатром стояла ПТС.

Это инцидент мог бы остаться простым курьезом, если бы не фраза Светланы Ильиничны "мы работаем под съемку российского телевидения", на которую очень сильно обиделись все телевизионные начальники Белоруссии и Украины. Пришлось долго улаживать этот инцидент, объясняя, что это не факт ущемления национальных интересов белорусских, болгарских и украинских телезрителей, а желание режиссера сделать качественно свою работу. Зная давно, что лучший способ защиты - нападение, я подкинул начальникам идею провести внутреннее расследование о причине отсутствия режиссерской связи между их телекомпаниями и фестивальной ПТС.

Но, главное, что все дальнейшие эфиры Фестиваля, Светлана Ильинична провела на высшем уровне. Именно поэтому, инцидент замялся сам собой.

ПРЯМОЙ ЭФИР
Предисловие
Глава I. ЕЛЬЦИН НА БЕЛОМ КОНЕ
Глава II. ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ СВЕТЛАНА МОРГУНОВА
Глава III. ДИВЕРТИСМЕНТ ОТ МУСИ
Глава IV. НА БИС
Глава VI. МИНИСТР И ЛИЦЕДЕИ
Глава VII. ЭФИР НА ХАЛЯВУ
Глава VIII. НЕВПОПАД
Глава IX. КОНЦЕРТ ДЛЯ ПРИМАДОННЫ СО СТУЛОМ