?

Log in

No account? Create an account

Предыдущий пост | Следующий пост

Посмотрев открытие Олимпиады теперь уже неспешно в записи телевизионной трансляции имею сказать следующее:
Я не разделяю ни восторгов взахлеб - "Это самое крутое открытие", ни уничижительных оценок типа - "Беспомощная самодеятельность". Получилось не хуже, чем у других. Короче, достойно.
Дело в том, что формат данных церемоний изначально обусловлен массой ограничений, которые не дают возможности постановщикам сделать полноценное шоу.
Теперь по сути произошедшего:
Самым главным упущением, с мой точки зрения, было отсутствие четкого темпо-ритма в представлении. Это объяснимо рваным характером действия из-за вставных протокольных моментов, которые обязательны к исполнению. Поэтому, действие в представлении начиналось ровно столько раз, сколько этих протокольных моментов было. То есть, вся художественная часть была такими же вставными моментами между протокольными событиями. Одно, существовало отдельно от другого. Эта беда сопровождает все подобные мероприятия. Очень мало кому удалось протокол сделать неотъемлемой частью шоу.
По началу, когда Гимн России исполнял хор Сретенского монастыря, показалось, что на этот раз постановщики учли этот самый сложный момент действия. Однако, дальнейшее развитие событий показало - я ошибся. Все внимание постановщиков сосредоточилось на номерах художественной части.
Хотя, парад спортсменов был оригинальным и благодаря трюку с вращающейся Землей, имел легкий намек на "продолжение действия".
Надо отдать должное постановщикам - сами художественные вставки были яркими и запоминающимися, особенно часть с представлением олимпийских талисманов - настоящая находка. Самыми замечательными были переходы между частями - именно они создавали общую ткань представления и двигали темпоритм действия. Но все дело в том, что перед протокольными частями церемонии этих переходов как раз и не было, что создавало ощущение остановки действия. Его приходилось каждый раз начинать сначала. Сбивку темпоритма давала и некоторая перетянутость номеров по времени - особенно последний с олимпийскими богами.
Примеров удачного решения протокольных моментов в истории олимпийских шоу можно найти множество именно их оригинальности постановщики уделяют большое значение, потому, как именно по ним мир запоминает ту или иную олимпиаду. Хотя, нужно признаться, эти режиссерские находки разбросаны по многим церемониям. И ни одна из них не может похвастаться, что ВСЕ моменты протокола были оригинально театрализованы и вплетены в ткань общего действия. Пожалуй, лучше всех с этой задачей доступными на то время средствами справился И.М.Туманов, который ставил открытие Олимпиады 80 как театральный спектакль.
Хотя, с другой стороны, погоня за оригинальностью в проведении олимпийских церемоний уже достигла своего ненормального предела (особенно с моментом зажжения олимпийского огня). И вполне допускаю, что постановщики именно в этой части церемонии решили поступить мудро: великие спортсмены просто зажигают огонь. И отсутствие постановочных трюков именно в этой части церемонии, как раз подчеркнуло величие личностей, в ней участвующих.
Ту же роль сыграла и гениальная музыка Бородина, Стравинского, Чайковского, Свиридова и Доги. Она стала основным действующим лицом представления, а отнюдь, не девочка Люба, про которую постановщики забыли уже во второй половине действия.
Здесь я рассуждаю только по вопросам режиссерской профессии, оставляя за скобками сценарную составляющую. Сны - в общем то, традиционный прием сценаристов, когда нужно соединить несоединимое и пропустить непропускаемое. И здесь не уместны обвинения в заимствовании у Лондонской Олимпиады, потому как "спали" и в Сиднее, и в Турине, и в Сеуле ...
А вообще - это мое брюзжание. Общее впечатление от увиденного - положительное. Наше открытие олимпиады запомнится миру тремя моментами - гигантскими механическими куклами, которые были "живыми", живыми легендами мирового спорта Ириной Родниной и Владиславом Третьяком, зажигавшими олимпийский огонь, ну и не открывшейся вовремя снежинкой-кольцом, символизирующей американский континент. В сегодняшнем мире скандалов и разоблачений, как показывает практика, незначительный сбой дает больший PR-эффект, нежели гладкая безупречная постановка.